Содержательно музыкальная
карьера Ротару четко делится на две половины –
при жизни ее мужа Анатолия Евдокименко, и
возобновление деятельности спустя несколько лет
после его безвременной смерти. Делится именно
содержательно, потому что Евдокименко настаивал
на национальном бэкграунде репертуара певицы, и
сам писал ей песни с отчетливым фольклорным
привкусом – карпатские, буковинские, гуцульские
корни мелодики главных песен периода взлета
карьеры Ротару неспоримы, и по сути именно эти
песни познакомили СССР с западно-украинской
музыкальной традицией, в чем-то перекликающейся
с модной ныне балканской (как родному городу
четы Ротару-Евдокименко рукой подать до Румынии
и Молдавии).
При всем при том песни в
исполнении Ротару и аранжировке Евдокименко
отнюдь не казались местечковым провинциальным
самоделом. «Червона Рута», «Меланколие», «Иванэ,
Иванэ», «Романтика», «Край», «Одна калина»
(начавшие концерт в Кремле, плюс не прозвучавшая
«Черемшина») были этно-поп стандартами
высочайшего качества. Для Молдавии и той же
Румынии такой этно-поп был
нормой жизни, но для украинской эстрады и тем
более московской стал глотком свежего воздуха.
Было даже немного жаль, что все они сегодня
звучат в осовременной аранжировке с непременной
электронной бочкой на первую долю. Гораздо
убойнее было бы дать их в тех джазово-фанковых
аранжировках Евдокименко: разрыв с сегодняшней
попсовой усредненностью был бы еще
сокрушительнее.
Впрочем, под занавес первой
трети концерта, в видеоотбивке, Ротару позволила
себе тепло вспомнить о своих родителях, и дать
по этому поводу несколько своих детских
фотографий, а во второй отбивке даже поставить
видеофрагмент с одной из первых концертных
записей – джазующие музыканты, пронзительный и
пока не очень-то обработанный вокал юной Софии…
Второй блок стартовал с трех
песен сестры Аурики Ротару.
После видеосюжета о муже
совершенно аргументировано прозвучали «Глаза в
глаза» - даже если бы не было такого видео,
совершенно очевидно, что песня – в память
Евдокименко. Интересно другое. Ротару почти
слово в слово повторила не раз повторявшиеся
слова о том, что муж «добивался ее», «окружил ее
заботой и любовью» и «мне оставалось только
выходить на сцену и петь». Эти же мысли теми же
словами София не раз повторяла в интервью и
буклетах альбомов, например, «Єдиному...». Можно
только догадываться о том, насколько своевольной
гордой Софии было ощущать себя объектом
всепоглошающей любви, и не тяготила ли ее роль
ведомого в тандеме. Но, так или иначе, и на
концерте Кремле не прозвучало искренних слов
любви к мужу, но
вновь
и вновь подчеркивалась безусловная благодарность
за все, что сделано для нее. Что было, то было.
Второй блок был куда более
эклектичен. «Не уходи», «Я ж его любила» (тут
София подчеркнула, что посвящает ее всем
женщинам), «Я не оглянусь», «Белый танец», «Не
зови печаль»… Количество выдающихся шлягеров в
репертуаре Ротару зашкаливает, певица, уйдя в
евро-поп, сумела сохранить завидный вкус в
отборе песен. При этом исповедальность в голосе
столь же завораживающа, и кардинально отличает
класс Ротару от подавляющего большинства
отечественных поп-артистов. Здоровье певицы не
позволяет петь эти песни живьем, она много лет
пользуется дабл-треком, что сковывает ее
музыкантов, но все эти частности по-прежнему
представляют ее выдающимся артистом – она
фантастически «держит зал», даже в нескончаемой
череде даримых букетов успевает едва ли не
дирижировать тяжелым залом Кремля: «я хочу
слышать вас», «я хочу услышать балкон»…
В этот вечер от Ротару ждали
премьеры, и она прозвучала – среднетемповая
баллада «И летит моя душа». К ней уже записан
видеоряд, огромным видеоизображением лица Ротару
возникший на заднике сцены. Подбором репертуара
теперь занимается сын певицы Руслан, как
призналась сама Ротару. Песня вряд ли встанет в
череду золотых хитов певицы, но это, несомненно,
очень достойная работа, спетая проникновенно и
исповедально, в лучших традициях Софии Ротару.
После видеосюжета,
подводящего идейную платформу под известным
тезисом Ротару «я пою только о любви» стартовал
третий «бисовый» блок, из 90-х и современности.
«Только этого мало», «Засентябрило» («споем
шансон?» - коварно улыбнулась певица),
«Лаванда», «Было, но прошло», «Я назову планету
именем твоим», «Капелька любви». Видеоряд
подчеркивал ретроспективность и даже
«семейность» концерта: под «Было, но прошло» на
экране мелькали обложки знаменитых альбомов
Ротару, а под «Я назову» - фотографии внучки
Сони (красавицы-модели») и внука Анатолия.
Трогательно и по-настоящему семейно, тем более,
что почти все ближайшие родственники Ротару
сидели в зале.